ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ20 сентября 2022 г. № 328
О социально-педагогической поддержке обучающихся и оказании им психологической помощи
На основании пункта 2 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Инструкцию о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования РеспубликиБеларусь».3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр А.И.Иванец
ИНСТРУКЦИЯ о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи
1. Настоящая Инструкция определяет порядок социально-педагогической поддержки обучающихся учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено прав осуществлять образовательную деятельность, при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью) (далее – учреждения образования) и оказания им психологической помощи.
2. Социально-педагогическую поддержку обучающихся осуществляет педагог социальный, психологическую помощь им оказывает педагог-психолог.
3. В своей деятельности педагог социальный и педагог-психолог (далее –специалисты) руководствуются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 19 ноября1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г.№ 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З«Об оказании психологической помощи», Законом Республики Беларусь от 30 июня2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», настоящей Инструкцией, иными актами законодательства.
4. Задачами деятельности специалистов являются: защита прав и законных интересов обучающихся учреждений образования, содействие их обучению, воспитанию и развитию, социальной адаптации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах обучающихся учреждения образования; организация личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки, психологической помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации; участие в разработке и выполнении плана реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, плана защиты прав и законных интересов ребенка; участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина; разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся; предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни; повышение психологической и правовой культуры участников образовательногопроцесса.
5. Принципы деятельности специалистов: законность; уважение и соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса; доступность и добровольность получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи; обеспечение равных возможностей получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи для всех обучающихся; конфиденциальность; научная обоснованность; профессионализм.
6.Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних обучающихся осуществляется во взаимодействии с их законными представителями и с учетом мнения несовершеннолетнего обучающегося.
7. Оказание психологической помощи обучающимся осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи».
8. Деятельность по оказанию психологической помощи осуществляется педагогом-психологом в отдельном рабочем кабинете.
9. Объем, формы, продолжительность социально-педагогической поддержки и психологической помощи определяются специалистами с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.
10. Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи может носить индивидуальный и (или) групповой характер.
11. Специалисты в пределах своей компетенции имеют право: определять актуальные направления, задачи и объем осуществляемой деятельности; выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей; инициировать направление в установленном порядке запросов и ходатайств учреждения образования в целях получения необходимой информации для обеспечения социально-педагогической поддержки обучающимся и оказания им психологической помощи.
12. Специалисты обеспечивают: рассмотрение вопросов и принятие решений в пределах компетенции и должностной инструкции; повышение своего профессионального уровня, прохождение аттестации; ведение документации по направлениям профессиональной деятельности в соответствии с актами законодательства.
13. Информация об организации и содержании деятельности специалистов размещается на информационных стендах учреждения образования, на официальном сайте учреждения образования в глобальной компьютерной сети Интернет.
14. Документация специалистов включает: планы работы на полугодие (учебную четверть);графики работы; социально-педагогическую характеристику учреждения образования; материалы по организации социально-педагогической поддержки обучающихся и оказанию им психологической помощи; отчеты о работе специалистов за год; журнал учета консультаций педагога-психолога; журнал учета консультаций педагога социального; номенклатуру дел.
15. Специалисты работают во взаимодействии по принципу интеграции работы по социально-педагогической поддержке обучающихся и оказанию им психологической помощи.
Общее руководство деятельностью специалистов осуществляет руководитель учреждения образования либо заместитель руководителя, руководитель структурного подразделения учреждения образования, курирующие данное направление работы. По решению учредителя либо уполномоченного им органа в учреждении образования может быть создана социально-педагогическая и психологическая служба, в состав которой могут входить специалисты, иные педагогические работники. Положение о социально-педагогической и психологической службе утверждается руководителем учреждения образования.
16. Деятельность учреждений образования по социально-педагогической поддержке обучающихся и оказанию им психологической помощи координируют структурные подразделения областных, районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, социально-педагогические центры.
17. В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при отсутствии в учреждении образования штатной единицы педагога-психолога по решению структурного подразделения областного, районного (городского)исполнительного комитета, администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, оказание обучающимся психологической помощи осуществляется социально-педагогическим центром.