При организации деятельности совета учреждения образования (далее - УО) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики) необходимо руководствоваться ПОЛОЖЕНИЕМ о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 ноября 2017 г. № 146. Изменения и дополнения: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 ноября 2021г. № 238), далее – Положение. Также Методическими рекомендациями по организации деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, далее – Методические рекомендации (утверждены заместителем Министра образования РБ от 31.08.2020г).
Документация совета профилактики содержит:
-Положение (не требует корректировки в зависимости от типа и вида УО);
-приказ об утверждении состава совета профилактики;
-приказы об изменениях в составе совета профилактики (при их наличии);
-протоколы заседаний совета профилактики;
-иные рассматриваемые материалы (информации, доклады и др.).
Персональный и численный состав совета профилактики утверждается приказом директора УО на начало календарного года.
Общее руководство деятельностью совета профилактики осуществляет его председатель – директор УО. Недопустимы случаи назначения председателем совета профилактики заместителя директора, иных педагогических работников.
В состав совета профилактики в соответствии с пунктом 8 Комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения включаются сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних или участковые инспекторы милиции.
Основанием для включения в состав совета профилактики сотрудника ИДН/РОВД является письменный ответ на запрос УО о согласовании кандидатуры участкового инспектора и обеспечении его участия в заседаниях совета профилактики. Таким же образом привлекаются в состав совета профилактики и другие субъекты профилактики.
В малокомплектных учреждениях образования в состав совета профилактики необходимо включать не менее 3-х педагогических работников (руководителя УО, учителей-предметников, воспитателей).
uЧисленный состав совета профилактики рекомендуется формировать так, чтобы число членов совета профилактики делилось на 3 без остатка, поскольку принятые решения являются правомочными, если в них принимает участие не менее 2/3 членов (пункт 16 Положения), т.е. 6, 9, 12 членов совета профилактики, в том числе председатель, заместитель, секретарь.
uВ случае увольнения (либо по иным причинам) одного из членов совета профилактики, издается приказ о внесении изменений в состав совета профилактики: об исключении выбывшего члена совета профилактики и включении нового.
Секретарь совета профилактики на текущий год избирается на первом (январском) заседании – пункт 10 Положения.
В протоколе делается запись о принятом решении по избранию секретаря, а затем – в приказе по итогам заседания. В приказе следует указать, что член совета профилактики, избранный секретарем исполняет свои функциональные обязанности до избрания нового секретаря.
В случае невозможности обеспечения присутствия 2/3 численности членов совета профилактики в связи с их трудовыми отпусками по УО оформляется приказ об отзыве работника в связи с производственной необходимостью либо об изменении состава совета профилактики на определенный период. С приказом необходимо ознакомить работников под подпись.
Деятельность совета профилактики осуществляется на основании плана работы, который разрабатывается на календарный год в строгом соответствии с приложением 2 к Положению, рассматривается на заседании совета профилактики и утверждается его председателем.
В летний период совет профилактики выполняет свои функции в полном объеме.
Заседания совета профилактики проводятся не реже 1 раза в месяц.
На заседании совета профилактики не допускается:
-рассмотрение поведения и проступков совершеннолетних обучающихся;
-рассмотрение поведения законных представителей обучающихся;
-рассмотрение поведения и проступков несовершеннолетних обучающихся без законных представителей;
-проведение опросов, разбирательств, причин и обстоятельств совершения обучающимися противоправных действий либо действий, содержащих признаки административного правонарушения;
-установления наличия наркотического и алкогольного опьянения у обучающихся.
При рассмотрении на совете профилактики результатов социального расследования необходимо руководствоваться постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2019 г. «О признании детей находящимися в социально опасном положении».
При поступлении материалов о необходимости организации индивидуальной профилактической работы (далее - ИПР) в отношении обучающегося (в течение 14 календарных дней со дня поступления в УО документа, являющегося основанием для проведения ИПР) совет профилактики:
-заслушивает информацию по итогам изучения особенностей семейного воспитания, психолого-педагогической и социально-педагогической диагностики;
-рассматривает проект программы индивидуальной профилактической работы;
-принимает решение об организации ИПР, ее сроках и ответственных за реализацию;
-по необходимости вносит дополнения и изменения в программу ИПР;
-устанавливает сроки рассмотрения промежуточных (итоговых) результатов работы.
На заседание совета профилактики приглашается обучающийся вместе с законными представителями.
Докладные записки педагогов, заявления законных представителей и иные материалы рассматриваются при участии: заявителя, обучающегося, законных представителей.
Обязательными на заседании совета профилактики является рассмотрение результатов выполнения мероприятий в отношении:
-детей, признанных находящимися в социально опасном положении;
-несовершеннолетних, с которыми проводится ИПР.
При организации деятельности совета профилактики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних необходимо руководствоваться Постановлением № 22.
При наличии в семье детей, обучающихся в школе, воспитывающихся в дошкольном учреждении, неорганизованных проводится совместное заседание совета профилактики на базе учреждения, ответственного за проведение социального расследования.
Результаты заседания оформляются протоколом в соответствии с Приложением 1 к Положению. Протокол утверждается приказом руководителя УО, печать УО не ставится, в обязательном порядке члены совета профилактики ставят подписи и даты ознакомления с протоколом.
Протокол совместного заседания совета профилактики утверждается приказами руководителей УО, участвовавших в заседании, что отражается в грифе протокола. Количество экземпляров протокола должно соответствовать количеству участвовавших в заседании УО. Сроки издания приказа – 3 рабочих дня.
Все материалы подшиваются к протоколу. Протоколы совета профилактики хранятся 10 лет.